Антибиотики для USMLE

Конечно же, первым шагом должно быть изучение молекулярной биологии, микробиологии, и основ эпидемиологии. Без этих знаний, подобрать эмпирическую антибиотикотерапию станет нелегкой задачей.

 

Вероятнее всего, вы все равно не сможете запомнить слово в слово весь материал, но, важно, как минимум, знать отличительные особенности различных препаратов, а также, наиболее часто тестируемые инфекционные агенты и препараты выбора для их лечения. Это позволит вам ответить правильно на большинство вопросов на USMLE. Например:

  • Для внутриклеточных организмов, лучше всего подойдут макролиды, тетрациклины и фторхинолоны.
  • Для грамотрицательных организмов (инфекции ЖКТ и мочеполовой системы) – фторхинолоны, цефалоспорины, монобактамы (азтреонам), карбапенемы (имипенем). 
  • Также следует отдельное внимание уделить S. aureus. Важно помнить о резистентных штаммах. Поэтому каждый раз, когда вы не уверены, вызвана ли стафилококковая инфекция резистентным штаммом или нет (например, менингит, остеомиелит, эндокардит), важно знать, какие антибиотики преодолевают резистентность (ванкомицин, линезолид, цефтаролин). Если стафилококк чувствителен, необходимо использовать антистаффилококковые пенициллины (оксациллин, диклоксациллин, нафциллин), либо цефалоспорины первого поколения (цефазолин, цефалексин).
  • Еще важно помнить и перекрестной реактивности между пенициллинами и цефалоспоринами в случаях, когда у пациента аллергическая реакция на препараты пенициллиновой группы.
  • Отдельного внимания требуют антибиотики, покрывающие P. aeruginosa (синегнойную палочку) – цефепим, цефтазидим (только эти цефалоспорины), пиперацилин-тазобактам, фторхинолоны, аминогликозиды, карбапенемы, монобактамы.
  • Вас могут спросить и о механизмах резистентности к тому или иному антибиотику, чаще всего, это касается ванкомицина (D-ala D-ala в клеточной стенке меняется на D-ala D-lac). 

 

И, самое главное, отличительные побочные действия:

  • Карбапенемы – судороги.
  • Ванкомицин – нефротоксичность, оттотоксичность, тромбофлебит (NOT), диффузное покраснение (Red man syndrome). 
  • Аминогликозиды – нефро- и ототоксичность, тератоген. 
  • Тетрациклины – обесцвечивание зубов, тератоген. 
  • Линезолид – серотониновый синдром. 
  • Макролиды – удлинение интервала QT
  • Фторхинолоны – удлинение интервала QT, тендениты.
  • TMP-SMX – гемолиз у пациентов с G6PD. 
  • Даптомицин – повышение СК, миопатия.

 

Вывод: самый верный подход к изучению антибиотиков, является перекрестный. Важно научиться находить связь с другими темами, общие черты между антибиотиками различных групп и уникальные особенности, тем самым, выстраивая ассоциативный ряд. Так же, для вашего удобства, имеется огромное количество мнемоников и флэш-карт. Опираясь на эти советы, вы сможете выработать индивидуальную стратегию, которая будет работать именно для вас.

 

Автор: преподаватель медицинской школы Synapse — Юрий Статный

Дата: 12.01,2021

USMLE Step 1